- Пятисложник
-
ПЯТИСЛО́ЖНИК ("кольцовский пятисложник") — размер рус. стихосложения, стих-стопа из 5 слогов с обязат. ударением на 3-м слоге и факультативными — на 1-м и 5-м, редко — 2-м; факультативные ударения образуют формы стиха (схема П.: х х
х, где
— обязательно ударный слог,
— обязательно безударный, х — слоги, к-рые могут нести ударение). Может одинаково интерпретироваться как 2-стопный хорей или 1-стопный амфибрахий с дактилич. окончанием, а при нарушении стихоразделов — как дольник или пентон-3. Является белым (безрифменным) стихом. П. предположительно развился из общеслав. 10-сложника (5+5) и оформился в рус. нар. песнях, на материале к-рых впервые был выделен (в 1817) Д. Самсоновым как самостоят. стопа и назван "сугубым амфибрахием" (
—
). В 20 в. интерпретировался как размер под назв. "кольцовский П.", т. к. именно у А. Кольцова он впервые нашел широкое распространение и стал одним из осн. размеров поэта. Ритмика кольцовского и фольклорного П. идентична, но в авторской поэзии преобладающей формой является простой П., в фольклорной — сдвоенный. П. вошел в лит-ру через имитации нар. песен, впервые появившись (сдвоенный П.) у Н. Львова ("Как бывало ты в темной осени...", 1790-е гг.). Простые П. до Кольцова почти не используются. С 30-х гг. 19 в. начинается повальное увлечение "кольцовским П." (С. Дрожжин, Н. Цыганов, Н. Добролюбов, И. Никитин, А. К. Толстой и др.). Во 2-й пол. века употребительность размера падает, на рубеже 19—20 вв. он ненадолго оживает (редкий вид П. — 4-периодный усеченный появляется у К. Бальмонта, "Творцам сих садов"), а затем снова выходит из моды. В совр. поэзии редок. Пример лит. П. (Кольцов):
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?Фольклорный (сдвоенный) П. (сб. песен М. Чулкова):
Как на матушке, на Неве-реке,
На Васильевском славном острове.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.